Рассказываем ребенку о трагедии – 7 правил от психолога

Одни плачут и без конца обнимают детей, другие – не снимают железной маски. При этом, не рассказывать детям о произошедшей трагедии предпочитают, как правило, и те, и другие. Верная ли тактика – мы обсудили это с опытным психологом, человеком, который давал советы и оказывал помощь родственникам погибших и самим пострадавшим непосредственно в местах трагедий — Копыловой Ольгой Леонидовной.

Ольга Леонидовна, как рассказывать детям о трагических событиях? И вообще стоит ли это делать?

— Все зависит от возраста ребенка, не всегда стоит рассказывать, но если есть потеря близкого как последствие трагических событий – то надо говорить обязательно, аккуратно подбирая слова, излишне не детализируя. Совсем маленькому ребенку, конечно, не понять всего, но он и сам заметит, что человек, который приходил к нему, больше не приходит. Он будет переживать, хотя сам не осознает этого. Возможно, будет какая – то отсроченная реакция несколько месяцев спустя. Вы можете попросить ребенка нарисовать рисунок, то что он чувствует, помочь ему пережить горе через картинку. Он нарисует все свои негативные эмоции, пусть даже это будет черная клякса, но для него это будет форма переживания. Это будет некий терапевтический момент.

 

 

«Надо проговорить с ним все, что его беспокоит, вместе погоревать или поплакать, показать, что вам тоже грустно».

Копылова Ольга Леонидовна, практикующий психолог, бывший сотрудник научно — исследовательского отдела психологической помощи и психологического консультирования центра экстренной психологической помощи МЧС России

 

А если ребенка испугали разговоры или новости, связанные с катастрофой – чем и как его успокоить, и как не передать ему свои собственные страхи?

— Самое главное в таких ситуациях – это показать ребенку, что мы любим его и можем его защитить. Что он не останется один, что он может на нас положиться, мы его не бросим и знаем как действовать в чрезвычайной ситуации. Проговорите, как вести себя при ЧС (Как просто объяснить ребенку сложные правила поведения при пожаре), это придаст уверенности и вам и ребенку. Излишняя материнская тревожность может нанести травму детям. Для того чтобы этого избежать, надо разговаривать с детьми и говорить, что так может происходить, но не обязательно это произойдет с ними.

Кроме того, надо проговорить с ним все, что его беспокоит, вместе погоревать или поплакать, показать, что вам тоже грустно. Надо быть солидарным с ребенком в этих эмоциях, посочувствовать людям, которые оказались в такой ситуации. Даже, если ребенок достаточно взрослый – разрешите ему пару дней поспать с вами, это даст ему ощущение безопасности. Посмотрите добрые мультики, послушайте спокойную классическую музыку, погуляйте. Арт – терапия тоже подойдет.

Не все родители готовы к стрессам такого масштаба (о том, как справиться с тревожностью, читайте в материале «Как мамам справляться с эмоциями на фоне трагических событий»), тут нет рецепта для всех, даже взрослый не всегда может правильно отреагировать, но умалчивать ситуацию точно не стоит, если не знаете, что говорить – предложите ребенку купить игрушку или цветы и отнести на место трагедии, чтобы помянуть погибших.

Как говорить с ребенком о трагедии – 7 советов:

  1. Рассказывать о случившемся аккуратно, без деталей.
  2. Если ребенок воспринял историю близко к сердцу, предложите ему нарисовать его горе.
  3. Скажите ребенку, что вы его сможете защитить в любой ситуации.
  4. Проговорите с ним как вести себя в чрезвычайных ситуациях.
  5. Признайте, что катастрофы могут случаться, но это не значит, что плохое произойдет с ним.
  6. Проговорите с ребенком все, что его беспокоит, вместе погорюйте или поплачьте, покажите, что вам тоже грустно.
  7. Дайте ощущение безопасности (разрешите пару дней поспать ребенку с вами или вместе посмотрите добрый фильм).

Ольга Леонидовна, а с какого возраста нужно учить детей правилам безопасности? Эффективнее с малых лет: 2-3 года или уже в более зрелом возрасте: 6-7 лет?

— Вообще, ребенок начинает учиться у взрослых уже с младенчества. Тут очень важен личный пример – он наблюдает, как мама с папой ведут себя в общественном транспорте, водят автомобиль, переходят дорогу. Взрослым надо уметь контролировать себя, как мы знаем, дети впитывают все как губка.

Разумеется, двух – трехлетний ребенок не поймет каких – то конкретных вещей, но если он видит, что папа, переходя дорогу, стоит и смотрит по сторонам, внимателен и собран, то у ребенка это отложится. Можно еще дополнительно проговаривать такие моменты: вот красный свет – дороги нет, мы держим ребенка за ручку, показывая, что идти нельзя. Для такого возраста также подходят игры, обучающие мультфильмы, но, опять же, взрослый должен все проговаривать и предлагать ребенку различные ситуации, чтобы посмотреть, как хорошо он усвоил правила.

Самое эффективное обучение правилам безопасности начинается с четырех – пяти лет. Тут уже можно прибегать не только к игре, но и заучивать правила. Ребенок обязательно должен знать свой адрес, номер вашего телефона. Проверяйте его почаще, чтобы такие вопросы не вызывали у него затруднений. Покажите ему сотрудников полиции на улице, у которых можно попросить помощи, если он потерялся. И никогда ни в коем случае не пугайте детей полицейскими или пожарными! Дети до 12 лет не должны оставаться дома одни, но если так получилось и вам надо оставить ребенка – оставьте ему свой номер и номер соседки, если вы дружите, скажите ему, что в случае чрезвычайной ситуации можно позвонить 112 и вам, обратиться к соседям.

На что родитель должен обращать внимание, оставляя ребенка в общественном месте?

— Для начала – лучше не оставлять детей в таких местах. Когда ты оставляешь на кого – то своего ребенка, это должен быть компетентный человек, который имеет навыки оказания первой помощи, знает правила поведения при ЧС, который, элементарно, чуток к чужим детям. В идеале, работник такой детской комнаты должен уметь своевременно оказать ребенку помощь, вывести его оттуда, если, не дай бог, случится пожар. И, к сожалению, те, кто работает в этих детских комнатах, не имеют элементарных навыков действия при ЧС! Ведь он должен безопасно вывести из здания детей, а у него огромный пробел в такого рода знаниях.

Но если отбросить все это, совет один – обращайте внимание, на кого и где вы оставляете своих детей. Посмотрите на сотрудника, насколько он адекватен, поговорите с ним – что он будет делать в чрезвычайной ситуации? Оставьте ему свой номер, чтобы он мог позвонить, если что – то случится или если этого попросит ребенок. Обратите внимание на то, сколько вообще в комнате детей и сумеет ли этот человек усмотреть за всеми?

Если все же оставили ребенка в незнакомом месте, на что нужно обратить его внимание?

— Надо показать ему человека, к которому он может обратиться за помощью, объяснить, что вы оставили этому человеку свой номер телефона и он может дозвониться до вас в любой момент. Если ребенку кажется, что что – то не так: ему стало некомфортно, он почувствовал странный запах, его обидели другие дети, у него что – то болит или хочется в туалет – он не должен предпринимать самостоятельных действий, должен знать, что можно подойти к взрослому, который работает в игровой комнате и попросить позвонить родителям.

И в заключении я хочу обратиться ко всем родителям – смотрите, кому вы доверяете своих детей! Ходите в кино вместе, выбирайте кинотеатры и развлекательные центры, которые расположены на первых этажах. И даже там всегда обращайте внимание на то, где расположены выходы, как вы будете оттуда выходить.

Нам важно знать — помогло ли вам это интервью. Комментируйте, делитесь с теми, кому эти советы тоже могут помочь!

Комментарии(0)
Войти: