Всё о детях и родителях

Работа в монтессори-классе предполагает самостоятельный выбор материала и индивидуальную работу над ним. Ребенок сосредоточенно работает до тех пор, пока ему интересно, затем возвращает материал на место и берет новый. Вроде бы такая деятельность не располагает к общению. Но неоднократно во время занятия детям приходится решать и коммуникативные задачи.

Например, двое или трое детей одновременно проявили желание работать с одним и тем же материалом. Столкновение интересов зачастую происходит в зоне бытовых навыков, преимущественно вокруг раковины с водой. В этом случае детям, занимающимся по методике Монтессори, как и любым другим детям, необходимо научиться вести конструктивный диалог друг с другом.

Если в группе «Вместе с мамой» разрешение разногласий вполне закономерно ложится на плечи мам, сопровождающих малышей, то в группе «Я сам» дети постепенно осваивают это умение, что обычно и происходит сначала под руководством педагога, а затем все более и более самостоятельно. Здесь, возле раковины или зеркала, которое почти также заманчиво, как и бегущая из крана вода, педагог помогает регулировать потенциальные конфликты и переключать познавательный интерес ребенка, точно так же, как это происходит в песочнице возле дома или в группе обычного детского сада. Таким образом, дети учатся соблюдать очередность, уступать, корректно отстаивать свои интересы.

Как и в обычной группе детского сада здесь дети радуются приходу друг друга, скучают, если кто-то болеет, обмениваются игрушками, приносимыми из дома. Следует отметить, что мамы поддерживают интерес друг к другу, начинают общаться между собой, ходить в гости, организуют совместные прогулки чаще, чем это делают мамы в группах обычного сада. Возможно, это связано с кратковременностью группы, а следовательно, с тем, что мамы имеют в среднем больше возможностей проводить время с ребенком, чем мамы, отдающие ребенка на полный день в сад.

  Почему дети не любят читать, или Как адаптировать ребенка к чтению?

Некоторые материалы если не предполагают групповой работы, во всяком случае ее не исключают, либо логически ее предполагают. Например, таким материалом часто становится чайный сервиз из зоны развития речи. Конечно, сервировать стол и пить чай можно и в одиночестве, но угощать кого-то значительно приятнее. В группе «Вместе с мамой» гостем за чайным столиком, безусловно, чаще всего становится мама, однако нередко и целые семейные команды оказываются приглашенными в гости. Важность работы с этим материалом для развития речи трудно переоценить. В группе «Я сам» обычно к чаепитию привлекаются другие участники группы, заинтересовавшиеся процессом. Навыки коммуникации, освоение ритуального общения происходит таким образом довольно быстро.

Нельзя не упомянуть музыкальные и познавательные круги, в которых дети принимают участие каждое занятие. Это форма работы, предполагающие взаимодействие детей друг с другом методически. Дети передают друг другу мяч, участвуют в общем танце, в совместных играх.

Таким образом, можно сказать, что методика М. Монтессори хотя и не делает особого упора на развитии коммуникативных навыков и умений каждого ребенка, но и препятствий ему в методику не заложено. В любом случае, те несколько часов в неделю, которые ребенок проводит в монтессори-группе, оказывают на его умение общаться значительно меньшее влияние, чем родительский пример в бытовом общении или игры в песочнице во время прогулок возле дома.

Насколько коммуникабельным вырастет ребенок, зависит от его личностных особенностей, семейного окружения и лишь в малой степени от того, какие именно группы раннего развития он посещал в двух-трехлетнем возрасте.

Добавить комментарий