Педагогическая запущенность — как ее не допустить

Здоровье
204
0
Читать: 1 минута
Spread the love

Есть у меня знакомая семья с тремя детьми. Двое старших погодки и оба перенесли тяжелые психические заболевания. Для восстановления понадобились: несколько лет, много специалистов и столько же денег. В результате все получилось — дети пришли в норму. Как-то их мама поделилась со мной: «если бы мне тогда, в самом начале — молодой и неопытной — хоть кто-то намекнул, что с моими детьми что-то не так, я бы до сих пор была благодарна этому человеку».  Она имела в виду — намек на педагогическую запущенность. Именно ее не разглядели в семье вовремя. Их ошибка заключалась в том, что с самого начала жизни малышей не было четкого контроля за их развитием. С третьим ребенком уже все было иначе и это дало отличные результаты.

За чем нужно следить с самого рождения (помимо питания и сна), на что обращать внимания и как объективно оценивать своего ребенка — об этом рассказала Мама Нам кандидат медицинских наук, заведующая педиатрическим отделением Медси на Хорошевском проезде Ольга Рафаэлевна Тирси.

педиатр

Что это

Педагогическая запущенность — очень обширное понятие. Оно включает в себя комплекс симптомов. Это и отклоняющиеся от нормы развития поведение ребенка, возникшие по педагогическим причинам, и плохо скоординированное и противоречивое воспитание (когда мама делает или говорит одно, а папа или бабушка — другое), и безнадзорность, и бесконтрольное применение неэффективных форм и методов воспитания (например, телесные наказания, жестокое обращение). А также: завышение или напротив занижение воспитательных или образовательных целей. А бывает еще пренебрежение индивидуальными особенностями ребенка. Поэтому обращать внимание нужно на все эти составляющие с самого рождения. Врачам таких деток видно сразу.

Виды педагогической запущенности:

  • Нравственно-педагогическая — отсутствие нравственных понятий

  • Интеллектуально-педагогическая — инфантильное отношение к учебе и сморазвитию

  • Нравственно-эстетическая — искажено чувство «прекрасного» и «безобразного»

  • Медико-педагогическая — это физические отклонения из-за пренебрежения элементарными правилами гигиены

  • Нравственно-трудовая — отрицание необходимости трудиться как физически, так и умственно

Проявляться эти виды могут как отдельно, так и вместе сразу несколько.

Как контролировать

Чаще всего упускают из виду педагогическую запущенность те родители, у кого ребенок первый — они просто могут не обращать на эти факторы внимания. Но педиатр или невролог такое видят сразу. Для начала хорошей помощью родителям могут стать таблицы нервно-психического развития. Их сейчас очень много в интернете. Я советую мамам обязательно смотреть, что должен уметь ребенок делать в месяц, в два, три, потому что это очень важно. Та же речь ребенка состоит из предречи — это когда ребенок начинает гулить, лепетать и потом произносить слоги, потом — первые слова — все эти этапы имеют свое время начала и свое время окончания. К сожалению, чаще всего, не доктора или не специалисты на это внимания не обращают, поэтому задача родителей не упустить проблему. Например, если ребенок в два года не разговаривает, то необходимо этим заняться логопеду. Если с 11 месяцев до года и двух месяцев ребенок не ходит, ему нужен дополнительный массаж. То есть я хочу сказать, что не допустить педагогической запущенности в равной степени могут как доктора, так и сами родители.

Чем грозит

Если вовремя не разглядеть педагогическую запущенность, она грозит тяжелыми нервными расстройствами. И сейчас таких случаев много. Педагогическая запущенность дает основу для развития невротической личности, выводят ребенка на психологически рискованные пути развития. Может привести и к личностным проблемам разного характера.

Не пропустите полезное о воспитании ребенка, здоровье, отдыхе, развитии и психологии, подписывайтесь на нас в соцсетях и делитесь с друзьями.

Читайте далее
больше интересного
Комментарии(0)
Войти: