Всё о детях и родителях

Ни в коем случае не хочу обидеть патриотов, но ни в одном европейском государстве, а уж в США и подавно, практика обучения незрячих детей в специальных школах-интернатах не применяется. Так чем хуже наши слепые и слабовидящие дети? Почему они должны учиться в учреждениях специализированного типа? Быть может, потому что в таких школах созданы более приемлемые условия, и учителя имеют соответствующее образование и знания, как работать с незрячими учениками.

Отдавая своё чадо в школу для незрячих, родители желают, чтобы ребёнку было легче учиться, чтобы сверстники не насмехались над его недугом, чтобы растущий человек обрёл друзей среди равных себе и овладел некоторыми трудовыми и бытовыми навыками.

Утверждение о том, что в школе-интернате ребёнок получит некачественное образование, звучит довольно резко, но отчасти это правда. Возможно два-три десятка лет назад мастерство тифлопедагогов (преподавателей, обучающих незрячих и слабовидящих) было на очень высоком уровне, но теперь, когда и в обычных школах объективно стали учить хуже, про интернаты даже говорить не стоит.

Разумеется, есть приятные исключения, если, например, в какой-либо спецшколе педагоги действительно любят свою работу, преданы любимому делу, отдают себя служению науке и будущим поколениям или если отдельные ученики занимаются с большим старанием и прилежанием, хотят добиться чего-то в жизни.

Как я отмечала ранее, родители отдают незрячего ребёнка в школу-интернат, чтобы тот не чувствовал себя ущербным, инвалидом, одиноким, но они не всегда задумываются о последствиях постоянного пребывания в такой школе. Годы учёбы пролетят быстро, оставив позади детство, а впереди — новые проблемы. Самые насущные из них — как жить дальше: как интегрироваться в среде зрячих, какую выбрать профессию.

  Отцы и дети. За что можно сегодня пожалеть стариков?

Безусловно, перечисленные проблемы легче решаются, когда их «обладатель» более юн. То есть, я считаю, что незрячий ребёнок должен быть интегрирован в зрячее окружение как можно раньше. На мой взгляд, просто необходимо развивать у этих детей умение общаться со здоровыми сверстниками и взрослыми, готовность и умение постоять за себя, попросить о помощи, об услуге. Конечно, ребёнка нужно обучать и специфическим для незрячих навыкам, например, чтению по системе Брайля.

Вы, уважаемые читатели, вероятно, спросите: «Неужели незрячие ребята должны учиться в массовых школах, а интернаты тогда что, все закрыть и упразднить?» На первую половину вопроса я отвечу утвердительно. Да, эти дети могут учиться в обычной общеобразовательной школе и у них должна быть такая возможность. А вот по поводу упразднения специнтернатов я думаю, что этого делать не стоит, потому что у родителей да и, главное, у самого ученика, остаётся выбор. Ведь если обучение в массовой школе будет совсем уж трудным (некому помогать ребёнку с уроками, некому водить в школу, издеваются одноклассники, учителя не обращают внимания и не ставят отметки), то всегда есть шанс прийти в интернат.

Смелые и прогрессивные родители, желающие своим чадам истинного добра, но не жалеющие бесполезной и унизительной жалостью, должны быть готовы к дополнительному вложению (простите за неуместный термин) денег и времени. Для успешной интеграции ребёнка в зрячую среду и успешного его обучения в массовой школе пригодится техника:

1. Печатная машинка. На её клавишах следует наклеить или нацарапать, или вырезать печатные либо брайлевские буквы. На печатной машинке ребёнок сможет выполнять домашние задания, писать сочинения, изложения.

2. Магнитофон для начитывания (записи) учебного материала (параграфов по химии, физике, истории и других устных заданий).

  Дети и газета: кто для кого?

3. Компьютер (или даже ноутбук). Это вообще универсальное чудо техники. Оно заменит и зрячего помощника, и магнитофон.

4. Сканер, чтобы ребёнок читал (сканировал через компьютер) обычные плоскопечатные учебники.

Все эти устройства может заменить смартфон или коммуникатор с клавиатурой, на который можно поставить программу экранного доступа, программу сканирования и распознавания текстов.

Всё это окажется необходимым и при дальнейшем обучении (в колледже, в вузе и т. д.). Незрячему выпускнику гораздо проще поступать в высшее учебное заведение после окончания общеобразовательной массовой школы, чем после окончания школы-интерната.

Добавить комментарий