Всё о детях и родителях

Среди моих знакомых есть семья с таким ребенком. Девочке уже около 25 лет, в какой-то степени она самостоятельная: выходит из дома на работу без сопровождения, внешний вид не очень отличается от вида нормального человека. Зная о проблеме семьи, я посоветовал папе (его зовут Миша) попробовать регулярно давать ей рыбий жир — или в натуральном виде, или печень трески (появилась информация о том, что употребление рыбьего жира снимает депрессию и вызывает рост мозговых клеток.) Миша поделился своими трудностями: девочка ничего не запоминает. Кроме того, она очень вспыльчивая, временами неуправляемая: не дозвонилась до мамы — разбила телефонный аппарат. Объяснять, что это нельзя делать, можно до бесконечности, потому что до завтра она все забывает.

Мама измотана всем до крайности: физически и морально тяжело, а выход из такой ситуации? Или такой ребенок живет дома, или в общежитии (интернате) для таких же под присмотром вожатых и инструкторов.

Кто такой умственно отсталый человек? Вроде, видно сразу. Но обществу нужны объективные, количественные критерии. И прежде всего для того, чтобы обеспечить таким людям социальную поддержку. Есть точка зрения, что умственно отсталый — это человек, у которого усвояемость ниже какого-то уровня, IQ от такого-то до такого-то. Наука идет вперед, исследует возможности таких людей, и формулировки меняются. Сегодня говорят, что IQ может быть достаточно высоким (а человек остается умственно отсталым).

Рассказывает инструктор Ира Эпштейн: «Умственно отсталого человека характеризует низкий уровень усвояемости материала и отсутствие способности рассуждать, найти связи между событиями. Например, выстроить логическую цепочку: «На улице дождь, холодно, я должен одеться тепло». Способность рассуждать отсутствует, он не видит на 2−3 шага вперед, хотя может удивить. Если долго его тренировать, он может начать рассуждать. Но это скорее исключение, чем правило.

  Зачем лгут дети?

Если человек характеризуется как умственно отсталый, это не значит, что у него есть проблемы поведения или он душевнобольной. Бывает пограничный вариант, и можно такого человека поселить среди нормальных людей, в обычном жилом доме, но чтобы это не мешало окружающим. Он может принимать какие-то лекарства, вести себя более или менее уравновешенно, так что только персонал знает об этих проблемах. Если нет и он проблематичен — он должен жить дома или в закрытом учреждении.

Один из моих подопечных работал на свободном рынке труда, он очень растолстел с годами, располнел, раздобрел, его вес при относительно небольшом росте приблизился к 160 кг. Его перевели на фабрику для умственно отсталых: на этой фабрике есть надзор, думали, что будут видеть, что и сколько он ест, и он не сможет получить больше, чем дают ему на обед. Порции хорошие, мясо каждый день, но порция — это порция.

Он не смог похудеть и придумал что-то новое: начал просить еду у соседей. Прошлись по соседям, объяснили им, что при 160 кг он не умрет голодной смертью, не давайте ему, у нас все есть, и он должен похудеть. Тогда он начал собирать еду в мусорных баках, чего никогда с ним не было.

Вообще такие люди быстро привыкают к хорошей, качественной жизни, быстро запоминают, что можно, что нельзя. Большинство из них очень старается (даже те, у которых интеллект пониже) вести себя хорошо. Как маленькие дети! Да, в два года ребенок еще может взять что-то с пола, в четыре года — уже вряд ли. В шесть лет — чего вдруг?

Еда из мусора — это уже грозило его жизни. Он не только не похудел. Он ел испорченную пищу и мог просто отравиться. Семья не могла держать его дома, в итоге он оказался в закрытом учреждении.

  Женское призвание: дети и секс?

Другой подопечный — с синдромом Дауна. Мальчик очень развитый, очень сообразительный, не принимает ничей авторитет. Периодически, когда он попадал в новую квартиру (его переводили несколько раз из одного места в другое), он старался произвести впечатление: худел, хорошо себя вел. А потом начинал расшвыривать вещи. Он не душевнобольной. Это просто очень плохо воспитанный человек. Его вернули обратно матери, потому что он начал поднимать руку на остальных подопечных. Ему бы подошло какое-нибудь закрытое заведение, но мать сказала «нет».

Ему очень скучно, он звонит в места, где он жил, звонит постоянно, но ничего не поделаешь. Мы ему объясняем: «Ты мог взять себя в руки, мог вести себя нормально. Ты вышел за рамки приличия и не можешь жить с остальными людьми, потому что ты не хочешь нести ответственность за свое поведение». Точно так же, как мы бы объясняли маленькому ребенку, почему нельзя кидать песок в глаза.

Особенные люди… Это просто как маленькие дети, 3−4 летнего возраста, когда еще не начинают родителям нервы трепать. И ты можешь от них получить максимальное удовольствие. Когда это нормальные дети, ты чувствуешь, еще немного — и повзрослеют. С нашими это не произойдет, они не повзрослеют".

Они никогда не повзрослеют, они всегда будут детьми: доверчивыми, непосредственными, большими физически и с уровнем развития 5−6-летнего.

Как сказал Миша, «я уже смирился, с этим надо жить до конца дней, потому что ничего нельзя изменить».

Кто знает, может быть, наука найдет способ коррекции таких людей?

Добавить комментарий