«Класс-добро-пожаловать» — иностранцы в датской школе

Родители
480
0
Читать: 4 минуты

Осенью 2017 года мы с детьми переехали из Москвы в пригород Копенгагена, где к тому времени уже несколько месяцев работал наш папа.

Поздним сентябрьским вечером мы оказались в маленьком городке Люнгбю, в совершенно пустой квартире с надувными матрасами на полу. А через день поехали знакомиться с Алисиной (нашей старшей дочери) школой, где она должна была поступить в так называемый velkommen-klasse – то есть, в буквальном переводе, «добро-пожаловать-класс», созданный специально для свежеприехавших в Данию иностранных детей. Такие классы есть не везде, и коммуна (местный муниципалитет) направила нас в школу в 5 километрах от дома: по местным меркам это считается большим расстоянием!

датская школа

Нам сразу понравилась школьная территория. Здание школы – скромное и функциональное. Оно состоит из нескольких одноэтажных корпусов с системой закрытых дворов для игр, рядом – большое футбольное поле. В школе множество входов и выходов, все – на уровне земли, так что здесь могут свободно перемещаться дети на инвалидных колясках. Школьную территорию от улицы отделяет крытая парковка для велосипедов: это очень популярный вид транспорта даже для первоклашек.

После знакомства с учителями и директором школы (все отлично говорят по-английски) Алису больше всего впечатлили две вещи: во-первых, в velkommen-klasse детей привозит школьный автобус; во-вторых, в школу нужно носить бутылку воды, фрукт и ланч-бокс с перекусом! Меня ежедневный ланч-бокс с холодной едой воодушевил не так сильно (хотя датчане считают холодный сэндвич полноценным обедом), а вот автобус произвел впечатление и на меня – для нас это большое подспорье.

Все рабочие тетради и другие учебные материалы детям выдают в школе. Родителям нужно заранее купить только пенал со всеми принадлежностями и обязательно позаботиться о том, чтобы у ребенка были резиновые сапоги и резиновый комбинезон. Занятия идут с 8.00 до 14.00 с двумя большими (до получаса) переменами, которые дети обязательно проводят на улице. Даже в дождь девочки и мальчики будут кататься с горки или играть в луже, и никто не попросит не пачкать одежду или надеть обувь, если ребенок выбежал на улицу в одних колготках. Форму в датских школах не носят: трудно представить себе детей в белых рубашках и плиссированных юбках сидящими в мокром песке или бредущими по канаве с мутной водой!

датская школа

Удивительно, но языковой барьер не помешал Алисе в первый же школьный день объявить нам, что у нее появились новые подружки. Важными для детского контакта оказались некоторые узнаваемые внешние атрибуты: красивые туфельки, ланч-бокс с любимыми героями из диснеевского мультфильма. Возможно, свою роль сыграло то, что наш класс к моменту прихода Алисы был очень компактным: всего пять человек, из них только один мальчик. Но главное – это, конечно, энтузиазм учителей, которые создают доброжелательную обстановку и предлагают интересные занятия, к которым ребенок может присоединиться, даже не понимая языка.

Уроков в нашем обычном представлении в датском velkommen-классе, по сути, нет. Дети делают задания по математике и письму в рабочих тетрадях, рисуют, смотрят обучающие фильмы. Много двигаются и поют. Благодаря песенкам легко запоминаются новые слова: части тела, эмоции и чувства, животные…

датская школа

В то же время, уже детские песенки показали, что у датчан немного другие представления о «приличном» и «неприличном»: в одной детсадовской песенке тучка писает дождем; в другой, посвященной органам чувств, говорится примерно следующее: я вижу бабочку, слышу машины за окном, чувствую запах пирога и то, как ты пукнул…

Другое отношение у датчан не только к физиологии, но и к смерти. Для здравствующей королевы Маргрете Второй уже приготовлен дизайнерский хрустальный гроб, его макет стоит в усыпальнице датских королей – кафедральном соборе города Роскилле. На школьных уроках биологии детям могут принести мертвых рыб или других животных и предложить рассмотреть, что же у них внутри. Алиса пока столкнулась только с тем, что один из сотрудников школы, охотник, принес детям показать свою добычу – «бедных мертвых птиц».

Но положительных впечатлений от школы, как и от жизни в Дании в целом, на сегодняшний день у нас больше.

Учителя очень заботятся о том, чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно, не слишком уставал, дружил со сверстниками. Нам настоятельно рекомендовали сначала привыкнуть к новому режиму с обязательными уроками, а уже потом, примерно через месяц, оставаться в школе на дополнительные часы.

датская школа

Кстати, про дополнительные часы. «Продленка» в Дании обозначается аббревиатурой SFO, что примерно переводится как «школьное свободное время» (skolefritidsordning). Velkommen-класс остается на продленке примерно до четырех часов дня, нулевой и первый классы – уже до пяти, но многих все же забирают раньше. В Дании официально 37-часовая рабочая неделя, и стандартный рабочий день у многих заканчивается в 16.00.

За SFO, в отличие от обязательных для посещения уроков, нужно платить. Цена мне показалась довольно высокой: около 20 тысяч в месяц, если перевести в рубли. Но в Дании предусмотрена поддержка для семей с детьми с учетом разных обстоятельств, и мы получили скидку в 50 процентов благодаря тому, что наш младший ребенок ходит в детский сад (они в Дании тоже платные, но умеренно). Про детский сад по-датски можно прочитать здесь. Я уже рассказывала про его особенности и отличия от московского.

Впервые приехав забирать Алису после «продленки», я ожидала найти ее вместе с классом и воспитательницей за каким-то общим занятием. Прошла длинный корпус, в котором проводят время после уроков дети из нескольких младших классов, заглянула в разные помещения. Вышла на детскую площадку: ни одного знакомого лица. Минут через десять я наконец встретила нашу Тине и узнала от нее, что Алиса где-то там, во дворе. Снова прошла детскую площадку, дошла до одного из самых укромных уголков школьной территории и наконец обнаружила дочь сидящей у костра с длинной палкой, на конец которой намотано тесто. Руководил процессом жарки булочек на открытом огне веселый молодой мужчина. Так стало ясно, что на SFO дети сами выбирают, чем и с кем заниматься: кататься по двору на забавных деревянных велосипедиках и тележках, прыгать на батуте, читать книжку на диване, собирать конструктор или присоединиться к взрослым, которые могут делать леденцы, плести украшения или лепить из полимерной глины.

датская школа

Регулярных дополнительных занятий, вроде танцев или рисования, при нашей школе нет. Но на территории находится бассейн, куда водят и школьников; несколько спортивных секций работает в соседнем здании – районном культурном и спортивном центре.

Большинство датских родителей не стараются заполнить каждую свободную минуту ребенка полезными занятиями. В приоритете у датчан – детская самостоятельность и умение общаться со сверстниками (подробнее об этом расскажу в следующий раз).

Добавлю только, что семи месяцев в нашем «добро-пожаловать-классе» вполне хватило, чтобы Алиса стала бойко говорить по-датски и смогла перейти в обычный «нулевой» класс.

Нам важно знать — понравилось ли вам. Комментируйте, подписывайтесь на нас и делитесь с друзьями

Читайте далее
больше интересного
Комментарии(0)
Войти: