Всё о детях и родителях

Речь — это высшая функция. Отсутствие речи может привести к необратимым нарушениям в психическом и интеллектуальном развитии ребенка. В то же время излишнее стимулирование не всегда обосновано. И тоже способно вызвать нарушения в психике малыша.

Речь ребенка — это не только, когда он говорит слова и предложения. Это еще и весь доречевой период — агуканье, гуление, лепет. Все эти этапы тоже должны быть. И желательно по временным нормам. Отсутствие какого-либо этапа может указывать на серьезные нарушения в общем развитии крошки.

Хорошо, когда взрослые внимательно относятся к своему ребенку и следят за его развитием. Они знают все возрастные нормы и требования к уровню развития. Посещают специалистов, ходят на занятия. Но есть и другие. Кто считает, что до школы можно не волноваться.

Большинство родителей замечают проблемы с речью, когда ребенку уже 3−4 года, а он еще не разговаривает. Начинается хождение по специалистам. При этом к логопедам идут в последнюю очередь.

Кто-то, напротив, слишком рано начинает бить тревогу. Малышу годик-полтора, а от него ждут развернутых предложений и рассказов, как у Толстого.

Есть еще одна категория родителей. Придут на прием в два года, а потом только перед школой. Или когда уже в школе посоветуют к логопеду обратиться. Объясняют это тем, что им сказали прийти попозже. Но попозже — это каждый год или через год. Ребенок растет, нормы меняются.

А ведь знание элементарных основ может помочь избежать серьезных проблем в будущем. И сохранить нервные клетки родителей.

Давайте рассмотрим, какие бывают логопедические проблемы. Вот список основных, которые могут возникнуть у относительно здорового ребенка: дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи (ОНР), задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), алалия, афазия, дислексия, дисграфия, смягчение, озвончение/оглушение, нарушение строения артикуляционного аппарата, темповая задержка развития речи, проблема со слухом, педагогическая запущенность, проблема семи нянек, недостаток внимания. И такая экзотика, как полипы в носу.

  Дети умнее взрослых? Возможно!

Последние четыре пункта — это мой практический опыт работы с детками. Рассмотрим по возможности каждый пункт. Начнем с «сопутствующих» проблем: избыток внимания (семь нянек), недостаток внимания, педагогическая запущенность, нарушение слуха и «экзотика».

У меня был случай в практике, когда ребенок очень плохо разговаривал при нормальном артикуляционном аппарате и общем развитии. При этом создавалось впечатление, что он немного отстает в развитии.

После осмотра малыша я задала маме вопросы про беременность, роды, первые годы жизни ребенка. Потом всё-таки посоветовала сходить слух проверить. Что-то мне не понравилось в том, как мальчик отвечал на вопросы. Иногда всё слышит и говорит. А иногда как будто не к нему обращаешься. После обследования оказалось, что у него полипы в носу. Они давили на евстахиеву трубу и мешали полноценному слуху. Из-за этого он и говорил плохо и вел себя неадекватно. Дышать надо носом!

Многие спрашивают: какая связь между заложенным носом и речью? Обычно я отвечаю так. Во-первых, когда ребенок дышит ртом, кислород не попадает в голову. Он сразу идет через горло в тело. Головному мозгу не хватает кислорода, и он для нормальной работы «исключает» лишние функции. Никогда не задумывались, почему речь формируется самой последней? Кстати, кислородное голодание мозга может привести к отставанию в умственном развитии.

Во-вторых, просто атрофируются челюстно-лицевые мышцы. Происходит сбой в работе артикуляционного аппарата. А это тоже не способствует развитию речи.

Недостаток внимания и его избыток в равной степени могут привести к тому, что ребенок не будет говорить. Или будет, но неправильно.

В первом случае проблема в том, что ребенок не слышит обращенной к нему речи. С ним просто не разговаривают в том объеме, который нужен маленькому человеку для полноценного развития. И когда приходит время идти в садик или школу, выясняется, что он не умеет общаться. Просто не знает, как это делается. Произносит слова не полностью. Или не умеет строить предложения. Про звуковку пока не говорим.

  Дети и гаджеты. Где грань дозволенного?

Во втором случае все проблемы речи присутствуют, но по другой причине. Ребенку просто не дают говорить. А зачем? Он еще подумать не успел, как мамы-бабушки-тети-няни бегут вприпрыжку исполнять его желание.

Отсутствие слуха зачастую приводит к отсутствию речи. Беспокоиться родители начинают годам к трем, когда уже ясно, что ребенок не говорит, а только пищит. Или произносит отдельные слова, может реагировать на речь близких людей. На приеме логопед проверяет все возможные причины отсутствия речи. В том числе и наличие слуха. Говорит в чем проблема, а ему не верят. Всячески доказывают, что их ребенок слышит. И только после долгих объяснений соглашаются сходить слух проверить.

Почему-то считается, что отсутствие слуха непременно связано с умственной отсталостью. Но это не так. Слух может пропасть по разным причинам и никогда из-за умственной отсталости.

Педагогическая запущенность — бич нашего времени. Родителям некогда обращать внимание на ребенка. Спихнут его бабушкам-дедушкам, в садики, и, довольные, не обращают внимание на неправильную речь своего чада. А он, не зная, как произносится то или иное слово, привыкает к неправильному произношению. На каком-то этапе это всё кажется очень забавным. Кто не умилялся, слыша, как малыши говорят на сахар — хахаль или вместо собака — бабака? Или мотолок, мамалет и так далее.

Но дело в том, что если для двухлетки это нормально, то для четырехлетнего карапуза такие слова уже недопустимы.

Кроме того, правильная речь — это еще и умение составлять рассказы, отвечать развернутыми предложениями, правильно согласовывать в них слова. Будьте внимательны к своему ребенку, следите за его развитием и вовремя обращайтесь к специалистам.

Добавить комментарий