Эмоциональная саморегуляция: откуда приходит и как работает?

Здоровье
396
0
Читать: 4 минуты

Наука об эмоциональном регулировании

Эмоциональное регулирование – не появляется на свет вместе с ребенком. У маленьких детей нет навыков эмоционального регулирования. Их эмоции постоянно меняются, переходя из одной крайности в другую. Одна из важных родительских задач – научить детей управлять своими чувствами и эмоциями.
В этой статье рассмотрим  значение эмоционального саморегулирования, из чего оно складывается, каким образом мы можем помочь нашим детям приобрести этот ценный навык.

Регулирование или эмоциональный интеллект? 

Эмоциональное регулирование состоит из внутренних и внешних процессов, которые включают в себя инициацию, поддержку, модуляцию возникновения, интенсивности и выражения эмоций. Другими словами – это процесс, с помощью которого человек определяет какую именно эмоцию он испытывает, когда и как он ее испытывает, а также как он ее выражает. Чтобы научиться управлять эмоциями, необходимо научиться их выявлять и адаптировать  в зависимости от ситуации. Обратите внимание, что оптимальная эмоциональная адаптация не всегда означает уменьшение отрицательных эмоций и увеличение положительных.  Например, когда ребенок болеет, родители могут следить за своими собственными эмоциями, для того чтобы проявить сочувствие и поддержку своему ребенку.

Эмоциональный интеллект

Это способность человека распознавать чужие эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей, с целью использования этой информации для решения своих собственных проблем и достижения целей. Эмоционально интеллектуальный человек не только может контролировать свои собственные эмоции, он так же может влиять на эмоции других людей и даже управлять ими.

Важность эмоционального саморегулирования

Чтобы быть эмоционально грамотным человеком, эмоциональное регулирование — первое и главное требование. Эмоциональное регулирование само по себе имеет первостепенное значение для качества жизни, поскольку оно затрагивает почти все аспекты нашей жизни.

Семейные отношения

Ребенок, не имеющий навыков саморегуляции,  постоянно устраивает скандалы. Из-за этого отношения между родителями и детьми становятся все более напряженными.

Отношения со сверстниками

Неумение управлять своими эмоциями  может вызвать у ребенка развитие неблагоприятных состояний, таких как: гнев, агрессия, страх, тревога. Эти эмоции, в свою очередь,  могут повлиять  на социальную адаптацию ребенка. Ребенку, которому не хватает навыков эмоционального регулирования, труднее завести друзей и сохранить дружбу.  Исследования, проведенные за последние несколько десятилетий, показали, что взаимоотношение между сверстниками —  весьма влиятельный фактор в развитии ребенка.  Дети, не принимаемые сверстниками, подвергаются риску негативных последствий. Среди них: неуспеваемость в школе, преступность, психопатология и злоупотребление психотропными веществами.  Тот, кто не нашел общего языка со сверстниками, также с большей вероятностью, станет объектом их издевательств.

Академическая успеваемость

Эмоциональное регулирование зачастую становится важным  показателем  учебной успеваемости. Контроль над своими эмоциями позволяет ученику лучше сосредоточиться на выполнении заданий во время экзамена, вместо того, чтобы испытывать стресс и тревогу. Ученики, которые умеют контролировать свои эмоции, более внимательны, усидчивы и добиваются больших успехов в учебе. Эффективные эмоциональные стратегии самоконтроля также приводят к более качественному выполнению задач и реализации долгосрочных целей.

Устойчивость и психическое здоровье

Эмоциональные навыки регулирования позволяют ребенку быть более подготовленным к трудностям.  Ребенок более устойчив, когда сталкивается с проблемами дома, в школе или еще где-то.  Многие клинические расстройства ребенка тесно связаны с эмоциональной регуляцией или, скорее, с дисрегуляцией.  Например, эмоциональная дисрегуляция вызывает множество поведенческих проблем. Пример —  оппозиционно – вызывающее поведение. Эмоциональная дисрегуляция также значительный фактор риска при тревожных расстройствах, серьезных нарушениях питания и клинической депрессии.

Успех и благополучие

Для взрослых эмоции играют важную роль в адаптации.  Взрослый, который не может справиться с эмоциональным регулированием, имеет большую неудовлетворенность своей работой или общего благополучия.  Эксперты говорят, что регулирование эмоций — один из важнейших навыков развития ребенка.

Природа или воспитание?

Исследования подтвердили, что некоторые дети в большей степени способны контролировать свои эмоции, чем другие.  Эмоциональное регулирование не зависит от того какой у ребенка характер или темперамент. Дети могут научиться управлять эмоциями с учетом соответствующей среды.  Исследование, проведенное в румынском детском доме хорошо иллюстрирует этот момент.  В этом контрольном исследовании группу сирот поместили в приемные дома с высококачественным уходом, а другая группа осталась в приюте для сирот.  Дети из первой группы показали значительное улучшение эмоционального регулирования по сравнению со второй. Хотя генетика важна в процессе развития эмоций, окружающая среда, в которой растет ребенок, имеет столь же важное значение, если не большее.

Жизненный опыт и архитектура мозга

Когда рождаются дети, их мозг еще недостаточно развит.  Развитие мозга ребенка в какой-то мере сродни строительству дома.  Во-первых, существует генетический состав.  Генетика определяет базовый план развития мозга ребенка.  Он выступает в качестве плана архитектуры мозга.  Во-вторых, есть жизненный опыт (окружающая среда).  Жизненный опыт — это строительные материалы для этого драгоценного дома.  Они могут оказать глубокое влияние на фундамент развития.

Чувствительный период (критический период развития).

Некоторые навыки легче формируются  в течение определенных периодов жизни. Эти оптимальные времена называются «чувствительными периодами».  По его окончании способность к быстрому обучению постепенно уменьшается. По-прежнему можно приобрести новые знания и навыки, но теперь это требует гораздо больше времени и сил, и никто не даст гарантии, что оптимальный результат будет достигнут.  По аналогии со строительством дома, когда фундамент будет заложен, а некоторые комнаты закончены, будет сложнее, хотя и не невозможно, внести изменения. Например, маленький ребенок может освоить второй язык и получить новые знания намного легче, чем взрослые.  Как только дети достигают половой зрелости, у них начинаются проблемы с фонетикой или грамматикой иностранного языка.  Таким образом, чувствительный период для изучения нового языка, предположительно  проходит до полового созревания.

Вернемся к румынскому исследованию — в проекте детского дома, сироты, которые были приняты в приемные семьи в возрасте до 2 лет, развили навыки эмоционального регулирования, сопоставимые с навыками детей, которые никогда не жили в детских домах.  Поэтому считается, что оптимальный чувствительный период для формирования эмоционального регулирования до двух лет. Но это не значит, что, как только дети достигнут двухлетнего  возраста, они полностью утратят возможность учиться.  Это только означает, что дальше процесс обучения будет сложнее и займет больше времени и сил.  Дело в том, что хотя наши мозги гибкие (пластичные), пластичность уменьшается с возрастом. Поэтому навыки эмоциональной регуляции лучше всего прививать в раннем возрасте, чем пытаться изменить их позднее.

 

Симпатическая и Парасимпатическая Нервные Системы

В нашем мозге, Автономная Нервная Система (АНС) регулирует эмоции используя два отдела:

— Симпатическую Нервную Систему
— Парасимпатическую Нервную Систему

Симпатический отдел отвечает за экстренную или быструю мобилизацию. Его главная работа заключается в активации реакции «бей или беги».  Для аналогии можно сравнить этот отдел с педалью газа в автомобиле. При активации он позволяет телу быстро включиться в рабочее состояние, ускоряя сердцебиение, временно останавливая процессы пищеварения, делая глюкозу более доступной в кровотоке для получения энергии.

Парасимпатический отдел отвечает за реакции торможения, делая состояние тела более спокойным и позволяя ему отдохнуть и восстановиться после трудового дня. Теперь в качестве аналогии –  педаль тормоза. При активации этого отдела понижается пульс, ускоряются процессы пищеварения и накопления энергии, создавая успокоительный эффект. Активация парасимпатической нервной системы также понижает тонизирующий эффект симпатической нервной системы.

Автономная нервная система, в целом, крайне важный компонент в процессах контролирования телесных функций и отвечает за чувство эмоционального благополучия. Когда симпатическая и парасимпатическая нервные системы сбалансированы, наше тело (наш «автомобиль») работает исправно и мы можем контролировать свои эмоции. Но когда в этих системах появляется дисбаланс, необходим процесс эмоциональной регуляции чтобы вернуть наши эмоции (а с ними и наше тело) в сбалансированное, здоровое состояние. Так как реакция «бей или беги» жизненно необходима человеку для выживания, то факт, что часть симпатической нервной системы сформирована уже при рождении — не является случайным. Хотя новорожденный физически пока еще не может ни атаковать, ни убегать, симпатическая нервная система может заставить его плакать, привлекая внимание родителей к предполагаемой опасности.  Тем не менее, парасимпатическая нервная система не настолько хорошо развита при рождении. У младенцев ограниченный набор навыков регулирования собственного поведения. Все, что у них есть: сосание пальца, визуальное избегание, отдёргивание. У этих навыков ограниченная эффективность, особенно если возбуждение слишком сильное или сенсорный стимул не прекращается. Когда младенец неудержимо плачет, то помогать ему регулировать свои эмоции и тело должны мы, — родители.

Как научить детей управлять своими эмоциями читайте здесь.

parentingforbrain.com

Читайте далее
Комментарии(0)
Войти: